Все сделки с древесиной — под государевым контролем

Открыл семинар-совещание начальник Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу Вячеслав Дробышев. Перед началом рабочей части семинара-совещания к участникам с приветственными словами обратились глава Советского района Сергей Удинцев и директор Департамента природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Евгений Платонов. Руководитель Рабочей группы по реализации 415 ФЗ, заместитель генерального директора ФГУП «Рослесинфорг» Александр Мариев в своём выступлении подчеркнул, что ключевая идея закона – регулирование сделок с древесиной, вопросы собственности на древесину, а не её транспортировка. Также введён запрет на отчуждение древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд, что нередко использовалось недобросовестными предпринимателями. «Это нужно понять и принять. В рамках данного закона, государству, в первую очередь, необходимо собрать достоверную информацию о том, кто является собственником древесины на каждом этапе её оборота – от лесного участка до переработки или вывоза из Российской Федерации». С 1 февраля 2014 года вступили в силу положения о Единой государственной автоматизированной системе (ЕГАИС), учитывающей древесину и сделки с ней. В систему включены права пользования лесными участками и декларации о сделках, что позволяет отследить путь древесины с делянки до места переработки или экспорта. «В ЕГАИС мы сможем открыть информацию о любой сделке и построить цепочку происхождения древесины до одного или нескольких лесных участков, на котором она была заготовлена». Александр Мариев отметил: действие закона распространяется на необработанную древесину из списка Распоряжения Правительства. Перечень ограниченный, в нем указаны всего четыре вида: баланс, пиловочник, фанкряж, дрова. Сам перечень соответствует категориям ОКПД2 в части необработанной древесины. В рамках закона появились декларация о сделке и сопроводительный документ. Декларация о сделке подаётся в электронном виде, а сопроводительный документ существует только в бумажном формате. Последний является аналогом транспортной накладной, уже давно добровольно применяемой перевозчиками. Декларация о сделке или отчёт об использовании лесов, который готовится самостоятельно перерабатывающими древесину предпринимателями, позволяет получать информацию о собственнике древесины и о том, на основании какого права он этим собственником является. Стоит отметить, что декларация о сделке подразумевает под собой не только декларирование древесины, но и ежемесячный отчёт по декларируемым объемам в рамках данного электронного документа. Даже в случае отсутствия перехода права собственности он должен быть заполнен – в этом случае продавец должен указать цифру «ноль» по итогам месяца.   Александр Мариев заострил внимание участников семинара на том, что с 1 января 2015 года неверное или неполное заполнение сопроводительного документа, а также его отсутствие при перевозке древесины будет наказываться значительными штрафами. Промежуток в полугодие был предусмотрен законодателями для того, чтобы предприниматели, работники лесного хозяйства и представители контролирующих органов успели адаптироваться к новому порядку. Так, за отказ или предоставление ложной информации о сделках штраф составит от 5 до 20 тысяч рублей для должностных лиц, а для юридических — от 100 до 200 тысяч. Если за пределы региона вывезут легально срубленный, но не маркированный кругляк, штраф для должностных лиц составит от 30 до 40 тысяч рублей, для юридических — от 300 до 500 тысяч рублей с конфискацией древесины. А если у перевозчика нет транспортных документов на сырье, должностному лицу придется заплатить от 30 до 50 тысяч рублей, юрлицу — от 500 до 700 тысяч.   «Более 20 лет в стране не было никаких требований к учёту и движению древесины. Закон сделает процесс заготовки и торговли древесиной прозрачным и тем самым поможет остановить «черных» лесорубов», — резюмировал Александр Мариев.   В своём докладе начальник Департамента лесного хозяйства по УрФО Вячеслав Дробышев подчеркнул, что в целях формирования единообразной практики применения соответствующих положений 415-ФЗ в части учёта, транспортировки, маркировки древесины федеральные органы исполнительной власти сделали всё от них зависящее, чтобы он начал исполняться должным образом. При этом на уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в составе УрФО тоже возложен ряд полномочий и обязанностей, а именно: — привести законодательство субъекта Российской Федерации в области оборота древесины в соответствие с положениями 415-ФЗ (при необходимости); — принять исчерпывающие меры, направленные на реализацию положений части 4.1 статьи 30 Лесного кодекса Российской Федерации; — создать возможности для подачи с 1 января 2015 года лесопользователями лесных деклараций и отчётов об использовании лесов в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе — сети «Интернет», включая портал государственных и муниципальных услуг; — обеспечить с 1 января 2015 года учёт древесины, отпускаемой гражданам по договорам купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд; — организовать работу лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) в соответствии со вступившими в силу положениями 415-ФЗ, и провести необходимые организационно-штатные мероприятия; — предоставлять в установленные сроки информацию в Единую государственную автоматизированную информационную систему учёта древесины и сделок с ней, и многое другое. Однако решение этих и других вопросов на региональном уровне происходит слишком медленно. В отдельных субъектах формально отнеслись к подготовке для исполнения законодательства в лесной сфере с учётом поправок 415-ФЗ. В части переданных им полномочий фактически делается слишком мало, чтобы говорить о каких-то ощутимых результатах. Координационные и межведомственные комиссии (коллегии), созданные для противодействия незаконной заготовке древесины, зачастую функционируют только на бумаге или ограниченно используют свои полномочия. Здесь ещё предстоит немало потрудиться. В ходе докладов руководителей и представителей отраслевых департаментов и управлений субъектов РФ в составе УрФО прозвучали различные аспекты, связанные с реализацией 415-ФЗ. Затем участники совещания отправились в пгт. Малиновский — на практическое занятие по отработке взаимодействия между государственными органами, осуществляющими учет и контроль древесины в рамках реализации 415-ФЗ. На промплощадке компании «Лесопильные заводы Югры» была разыграна ситуация проверки сотрудниками ДПС ГИБДД и специалистами лесной охраны необходимых документов у водителя лесовоза, осуществляющего перевозку заготовленного кругляка. После этого руководитель предприятия Михаил Данилишин организовал для гостей экскурсию по цехам предприятия.     В продолжение семинара-совещания по проблемам реализации 415-ФЗ состоялось обсуждение вопросов, с которыми к организаторам мероприятия обратились, в частности, представитель компании «Тайга» Петр Дук, сотрудник ООО «Фирма «Сиблес» Елена Мейранс и другие. Ответы на них дали Александр Мариев, Вячеслав Дробышев, Евгений Платонов, Сергей Пикунов – руководитель Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО – Югры.   По итогам совещания органам исполнительной власти субъектов РФ в составе УрФО, уполномоченным в области лесных отношений, рекомендовано в полной мере отработать комплекс организационных, правовых, технических мер. В том числе – активизировать деятельность комиссий (коллегий) по реализации 415-ФЗ,  организовать широкую информационную работу с лицами, использующими леса, осуществляющими мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов, совершающими сделки с древесиной, осуществляющими транспортировку древесины, по доведению и разъяснению положений данного закона. Фото Владимира Трусова (пресс-служба Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу).  Открыл семинар-совещание начальник Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу Вячеслав Дробышев. Перед началом рабочей части семинара-совещания к участникам с приветственными словами обратились глава Советского района Сергей Удинцев и директор Департамента природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Евгений Платонов. Руководитель Рабочей группы по реализации 415 ФЗ, заместитель генерального директора ФГУП «Рослесинфорг» Александр Мариев в своём выступлении подчеркнул, что ключевая идея закона – регулирование сделок с древесиной, вопросы собственности на древесину, а не её транспортировка. Также введён запрет на отчуждение древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд, что нередко использовалось недобросовестными предпринимателями. «Это нужно понять и принять. В рамках данного закона, государству, в первую очередь, необходимо собрать достоверную информацию о том, кто является собственником древесины на каждом этапе её оборота – от лесного участка до переработки или вывоза из Российской Федерации». С 1 февраля 2014 года вступили в силу положения о Единой государственной автоматизированной системе (ЕГАИС), учитывающей древесину и сделки с ней. В систему включены права пользования лесными участками и декларации о сделках, что позволяет отследить путь древесины с делянки до места переработки или экспорта. «В ЕГАИС мы сможем открыть информацию о любой сделке и построить цепочку происхождения древесины до одного или нескольких лесных участков, на котором она была заготовлена». Александр Мариев отметил: действие закона распространяется на необработанную древесину из списка Распоряжения Правительства. Перечень ограниченный, в нем указаны всего четыре вида: баланс, пиловочник, фанкряж, дрова. Сам перечень соответствует категориям ОКПД2 в части необработанной древесины. В рамках закона появились декларация о сделке и сопроводительный документ. Декларация о сделке подаётся в электронном виде, а сопроводительный документ существует только в бумажном формате. Последний является аналогом транспортной накладной, уже давно добровольно применяемой перевозчиками. Декларация о сделке или отчёт об использовании лесов, который готовится самостоятельно перерабатывающими древесину предпринимателями, позволяет получать информацию о собственнике древесины и о том, на основании какого права он этим собственником является. Стоит отметить, что декларация о сделке подразумевает под собой не только декларирование древесины, но и ежемесячный отчёт по декларируемым объемам в рамках данного электронного документа. Даже в случае отсутствия перехода права собственности он должен быть заполнен – в этом случае продавец должен указать цифру «ноль» по итогам месяца.   Александр Мариев заострил внимание участников семинара на том, что с 1 января 2015 года неверное или неполное заполнение сопроводительного документа, а также его отсутствие при перевозке древесины будет наказываться значительными штрафами. Промежуток в полугодие был предусмотрен законодателями для того, чтобы предприниматели, работники лесного хозяйства и представители контролирующих органов успели адаптироваться к новому порядку. Так, за отказ или предоставление ложной информации о сделках штраф
238d
составит от 5 до 20 тысяч рублей для должностных лиц, а для юридических — от 100 до 200 тысяч. Если за пределы региона вывезут легально срубленный, но не маркированный кругляк, штраф для должностных лиц составит от 30 до 40 тысяч рублей, для юридических — от 300 до 500 тысяч рублей с конфискацией древесины. А если у перевозчика нет транспортных документов на сырье, должностному лицу придется заплатить от 30 до 50 тысяч рублей, юрлицу — от 500 до 700 тысяч.   «Более 20 лет в стране не было никаких требований к учёту и движению древесины. Закон сделает процесс заготовки и торговли древесиной прозрачным и тем самым поможет остановить «черных» лесорубов», — резюмировал Александр Мариев.   В своём докладе начальник Департамента лесного хозяйства по УрФО Вячеслав Дробышев подчеркнул, что в целях формирования единообразной практики применения соответствующих положений 415-ФЗ в части учёта, транспортировки, маркировки древесины федеральные органы исполнительной власти сделали всё от них зависящее, чтобы он начал исполняться должным образом. При этом на уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в составе УрФО тоже возложен ряд полномочий и обязанностей, а именно: — привести законодательство субъекта Российской Федерации в области оборота древесины в соответствие с положениями 415-ФЗ (при необходимости); — принять исчерпывающие меры, направленные на реализацию положений части 4.1 статьи 30 Лесного кодекса Российской Федерации; — создать возможности для подачи с 1 января 2015 года лесопользователями лесных деклараций и отчётов об использовании лесов в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе — сети «Интернет», включая портал государственных и муниципальных услуг; — обеспечить с 1 января 2015 года учёт древесины, отпускаемой гражданам по договорам купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд; — организовать работу лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) в соответствии со вступившими в силу положениями 415-ФЗ, и провести необходимые организационно-штатные мероприятия; — предоставлять в установленные сроки информацию в Единую государственную автоматизированную информационную систему учёта древесины и сделок с ней, и многое другое. Однако решение этих и других вопросов на региональном уровне происходит слишком медленно. В отдельных субъектах формально отнеслись к подготовке для исполнения законодательства в лесной сфере с учётом поправок 415-ФЗ. В части переданных им полномочий фактически делается слишком мало, чтобы говорить о каких-то ощутимых результатах. Координационные и межведомственные комиссии (коллегии), созданные для противодействия незаконной заготовке древесины, зачастую функционируют только на бумаге или ограниченно используют свои полномочия. Здесь ещё предстоит немало потрудиться. В ходе докладов руководителей и представителей отраслевых департаментов и управлений субъектов РФ в составе УрФО прозвучали различные аспекты, связанные с реализацией 415-ФЗ. Затем участники совещания отправились в пгт. Малиновский — на практическое занятие по отработке взаимодействия между государственными органами, осуществляющими учет и контроль древесины в рамках реализации 415-ФЗ. На промплощадке компании «Лесопильные заводы Югры» была разыграна ситуация проверки сотрудниками ДПС ГИБДД и специалистами лесной охраны необходимых документов у водителя лесовоза, осуществляющего перевозку заготовленного кругляка. После этого руководитель предприятия Михаил Данилишин организовал для гостей экскурсию по цехам предприятия.     В продолжение семинара-совещания по проблемам реализации 415-ФЗ состоялось обсуждение вопросов, с которыми к организаторам мероприятия обратились, в частности, представитель компании «Тайга» Петр Дук, сотрудник ООО «Фирма «Сиблес» Елена Мейранс и другие. Ответы на них дали Александр Мариев, Вячеслав Дробышев, Евгений Платонов, Сергей Пикунов – руководитель Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО – Югры.   По итогам совещания органам исполнительной власти субъектов РФ в составе УрФО, уполномоченным в области лесных отношений, рекомендовано в полной мере отработать комплекс организационных, правовых, технических мер. В том числе – активизировать деятельность комиссий (коллегий) по реализации 415-ФЗ,  организовать широкую информационную работу с лицами, использующими леса, осуществляющими мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов, совершающими сделки с древесиной, осуществляющими транспортировку древесины, по доведению и разъяснению положений данного закона. Фото Владимира Трусова (пресс-служба Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу).